UNDER-CAR.RU - ремонт автомобилей своими руками
Диагностика коробки передач
Коробка переключения передач – один из важнейших агрегатов автомобиля, выполняющий передачу крутящего момента от двигателя к ведущей оси посредством сцепления. Наряду с двигателем, КПП нуждается в периодическом обслуживании и своевременном ремонте. Для определения износа механизмов агрегата необходимо регулярно проводить диагностику данного узла.
Коробки переключения передач делятся на автоматические и механические. Они имеют существенные конструкционные различия, соответственно, и способы их диагностики различны. Разумеется, стоимость диагностики и последующего ремонта также не одинаковы: чем сложнее КПП, тем дороже будет обходиться ее обслуживание.
Как правило, владельцы автомобилей проводят диагностику лишь в том случае, когда замечают какие либо сбои в работе агрегата. Однако многих поломок возможно было бы избежать, своевременно проведя периодическую проверку КПП в целях профилактики. В случае с механической коробкой переключения скоростей, распространенными симптомами нарушений в работе агрегата являются затруднённое включение скоростей, посторонний шум, самопроизвольное выключение передач, а также утечка масла. Диагностика МКПП выявляет причины неисправности и позволяет вынести решение по поводу ремонта либо замены узла. При проведении диагностики МКПП выполняется проверка уровня масла и его состояния, изучение корпуса коробки передач на предмет целостности, оценка износа основных и игольчатых подшипников, оценка состояния валов, шестерен, синхронизатора и вилки выбора передач. Обязательно проверяется износ всех уплотнительных элементов и рабочих поверхностей трансмиссии. Диагностика носит комплексный характер и выполняется полностью, даже если неисправность обнаружена вначале проверки системы. Это повышает эффективность последующего ремонта и позволяет заблаговременно предотвратить другие нарушения в работе «механики», а, следовательно, и избежать последующих расходов. Следует учитывать, что выполнение диагностики, требует от механиков знаний особенностей конкретного узла. Как правило, такие особенности зависят от фирмы изготовителя КПП, и могут заключаться в различиях конструкции корпуса, использовании разных подшипников, смазки, материалов изготовления валов и шестерен.
Не смотря на более высокую стоимость автомобилей с автоматической коробкой, их численность постоянно растет. Это связанно с удобством использования таких трансмиссий в условия движения плотного городского потока. Неумение правильно использовать режимы АКПП, интенсивная эксплуатация автомобиля, покупка машины с существенным пробегом, игнорирование регламентов технических осмотров, установленных производителем, как правило, приводят к поломке трансмиссии. Диагностика АКПП существенно сложнее, а последующий ремонт или замена агрегата намного дороже, чем в случае с МКПП. Поэтому диагностировать автоматическую коробку переключения передач нужно заблаговременно, во избежание более серьёзных затрат. Наиболее оптимальной считается ежегодная проверка состояния АКПП посредством диагностики. В отличие от проверки механической коробки, диагностика «автомата» выполняется поэтапно. Как правило, производители в индивидуальном порядке составляют перечень работ по диагностике и ремонту для своих коробок. Есть базовые диагностические операции, но методы их выполнения могут быть разными из-за различий в конструкции КПП разных производителей. Такие различия обусловлены разной классовой принадлежностью автомобилей, их динамическими и тяговыми характеристиками, индивидуальными требованиями к надежности.
Помимо обычных АКПП, часто встречаются на автомобилях преселективные КПП и вариаторы, конструкции которых отличаются повышенной сложностью. Поэтому предъявляются достаточно высокие требования к мастеру, выполняющему работу. В первую очередь, с электронного блока управления считываются коды возможных ошибок в работе КПП при помощи специального сканера. Мастер должен иметь достаточный опыт и квалификацию, чтобы правильно считать и интерпретировать коды неисправностей АКПП. Далее коробка осматривается на предмет целостности корпуса и наличия течи масла, проверяется качество и уровень масла.
Если диагностика носит профилактический характер и в результате проверки никаких ошибок и отклонений в качестве смазки не выявлено, при этом работа узла также не вызывает нареканий, то на этом этапе диагностика может быть закончена. В противном же случае производится поэтапный разбор агрегата для выявления конкретной неисправности. Нужно учитывать, что некорректное вмешательство в устройство КПП может привести к дорогостоящим последствиям. Возможных отклонений в работе АКПП великое множество, и связаны они могут быть как с нарушениями в эксплуатации агрегата, так и с выработкой ресурса.
Самые распространенные симптомы поломок, при появлении которых рекомендуется незамедлительно обратиться в автосервис, это характерный хруст при перемещении ручки селектора коробки, стук в коробке, неравномерное движение (толчки) при переключениях и многое другое.